Власть города планирует пересмотреть качество дорог во Львове. Основным аргументом является проведение Евро-2012.
Однако, как оказался, для этого нужно полностью переломить систему на общегосударственном уровне и привлечь заграничных специалистов.
Без сомнения, львовские и в целом украинские дороги у автовладельцев вызывают лишь ужас. Однако, ввиду проведения финальной части чемпионата из футбола Евро-2012 в Украине, в них появился проблеск надежды на хотя бы частичное улучшение ситуации. В частности, в этом году на ремонт дорог из бюджета развития выделили 110 млн. грн., тогда как в прошлом году эта цифра достигала лишь 30 млн. грн. Кроме этого, согласно Региональной программе ремонта дорог на 2008-2012 года, Львовский горсовет просит из Госбюджета около 2 млрд. грн. Получат ли эти деньги, неизвестно, но планы у городской власти радужны.
В то же время, по словам начальника отдела капремонта управления инженерного хозяйства ЛМР Михаила Вантуха, отсутствие средств является лишь одной из проблем львовских дорог. Другая – их качественное освоение.
– У нас нет достаточного количества шляхоремонтних предприятий, которые могли бы изготовлять качественный асфальтобетон. В Украине битум изготовляет лишь Кременчугский завод, однако и он не наилучшего качества. Для его улучшения нужно применять определенные технологии, оборудование для которых во Львове имеет лишь два шляхоремонтни предприятия. А этого не достаточно, – отметил Михаил Вантух.
Другая проблема – применение новых материалов и технологий. В Украине их не используют через высокую стоимость, которая значительно превышает государственные строительные нормы (ДБН). А соответствие ДБН – основное условие во время выполнения работ, которые финансируют из бюджета.
– Даже если мы хотели бы использовать новые технологии, не имеем ни оборудования, ни, что важно, специалистов, которые могли бы делать это. ПТУ и профессиональных училищ, которые когда-то готовили кадры для этой отрасли, на сегодня нет, то есть все специалисты, которые ремонтируют у нас дороги, – самоучки. Если же привлекать иностранные фирмы, то их работа будет стоить значительно больше. Работать за середнегалузеву зарплату 1800 грн. на месяц они не хотят! – прибавил он.
Интересно решение проблемы кадров в настоящий момент обсуждают в городском совете. Как рассказал “Газете” глава постоянной депутатской комиссии транспорта и связи ЛМР Василий Попович, городская власть намеревается вовлекать в ремонт дорог выходцев из Украины, которые работают в отрасли строительства дорог в Евросоюзе.
– Хотим предоставить импульс вернуться на родину тем людям, которые иммигрировали в 1990-х годах за границу и в настоящий момент работают в отрасли строительства дорог. Они имеют не только профессиональные навыки, но и западный подход к работе. Это украинцы из Италии, Испании, и, особенно, из Португалии, поскольку там проводили чемпионат Европы из футбола. Хотим, чтобы они вернулись и создавали здесь собственные шляхоремонтни предприятия. Для этого отдел международных отношений сконтактуе с украинскими центрами в иностранных странах и будет презентовать подготовку Львова к Евро-2012 с указанием объемов работ, которые нужно выполнить, – прибавил Василий Попович.
Вероятно, городская власть имеет надежду, что украинские рабочие будут работать с европейским качеством за украинские зарплаты, поскольку каких-то четких способов поощрения украинских эмигрантов, кроме “будет много роботы”, господин Попович не назвал. Депутат лишь отметил: для привлечения частных фирм нужно изменить ДБН и тендерное законодательство, потому первоочередной на сегодня есть изменение этих параметров на уровне государства. Также нужна стабильность и уверенность, что в следующем году на дороги выделят не меньше средств.
Городской совет намеревается решительный создать конкурентную среду на рынке ремонта дорог. Первыми ласточками были иностранные фирмы, которые сделали ремонт на улицах Виговского и Словацкого. Весной увидим, как эти улицы перезимовали и, собственно, это решит для их приглашения. Вероятно, украинским шляхоремонтним предприятиям придется хорошо попотеть, чтобы быть на уровне. В частности, не только подтянуть технологии и качество выполнения работ, но и наконец придерживаться сроков сдачи в эксплуатацию. По словам Михаила Вантуха, во Львове очень часто не придерживаются сроков, которые необходимы для полного застудневания дорожного покрытия. Как следствие, дорога, которая должна была бы служить 15 лет, через пять лет становится непригодной. Кроме этого, нужно искоренить именно понятие ямочного ремонта.
– Ямочный ремонт абсолютно неэффективен, поскольку он очень трудоемок и недолговечен. Но проблема в том, что о качестве когда-то думали в последнюю очередь, следовательно на сегодня состав дороги в городе очень разный. Во Львове чрезвычайно много дорог, где даже нет системы водоотвода. Через нерадивость наших предшественников в настоящее время во Львове есть 4,5 млн. квадратных метров только магистральных дорог, которые нужно ремонтировать, – прибавил он.
Теперь качество выполнения ремонта дорог в городе контролирует управление контроля аудита ЛМР.
– В прошлом году мы заставили переделать часть дороги к Туберкулезной больнице, поскольку ее сделали некачественные. Заказчиком выступало управление капитального строительства, а исполнителем Шляхоремонтне предприятие “Стимул-Сихив”. Другой случай на ул. Шафарика, где заказчиком выступала Личакивска РА. Дорогу излатали избирательно и мы заставили исполнителя переделать ее за собственные средства, – сказала “Газете” Иванна Юрейко, начальник управления контроля и аудита Львовского городского совета.
|